детский центр

Мы рядом:

г. Йошкар-Ола

ул. Фестивальная, 62 А

+7 (964) 863-2001

mail@montessori-ola.ru

 

Я монтессори
методика вакансии контакты о центре стоимость полезная
информация

О МЕТОДИКЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

О МЕТОДИКЕ
 Мария Монтессори (1870—1952) итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка.
Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немецы Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко.
Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук.
Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и практикуются во многих странах мира.
Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
Вот уже более ста лет как произошел большой «педагогический» переворот, который до сих пор будоражит сердца и умы не только педагогов многих стран, но и наверное, самое главное – родителей, которые порой интуитивно чувствуют, что появившееся у них чудо, их ребенок, настолько уникален, что заслуживает какого-то особенного отношения. Не того, к какому мы все знаем и привыкли. Мария Монтессори так же верила в уникальность каждого ребенка, верила в его природу, которая ведет его вперед и позволяет развиваться, но при этом она отрицала возможность любого давления извне. Взрослый может лишь наблюдать за ребенком в естественных условиях и, при необходимости, деликатно и обдуманно помогать ему.
Что же позволило сделать Марии Монтессори такие выводы? Она была не только одаренным педагогом-гуманистом и психологом, но и опытным детским врачом, ученым-исследователем, психиатром, философом. Она глубоко вникала во все процессы жизни ребенка, неутомимо наблюдала, анализировала и выстраивала свою систему исходя из действительно глубоких теоретических познаний и постоянных наблюдений за ребенком. Еще начиная свои наблюдения, почти сразу она встретилась с тем, что в обычных школах наблюдать ребенка невозможно, потому что «как можно наблюдать ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем». Именно поэтому она создала свои школы, где дети стали действительно свободными, стали развиваться в их собственном темпе в специальной среде, где все материалы имеют четкую логику построения и соответствуют психологическим потребностям ребенка. Все эти материалы проходили проверку на детях: те, с которыми они работали постоянно оставались, те же, что не были востребованы без сожаления убирались из среды.
В основу своей системы она положила предпосылку о том, что любая жизнь есть проявление свободной активности, и развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Что именно природа «командует маленьким человечком, шаг за шагом подчиняющимся ее законам». Именно поэтому основной смысл метода заключается в стимулировании ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, ибо никто, кроме него не может этого сделать. Взрослые же могут или мешать этому самостановлению или помогать ребенку идти своим собственным уникальным путем.
На сегодняшний день существует огромное количество центров, школ и других учреждений во многих странах мира, где работают по системе Монтессори. В каждой стране сохраняются традиции народа, в которой они находятся, но сами принципы системы остаются едины и неизменны, как неизменны законы развития ребенка любой национальности. Все принципы связаны между собой и только соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори. 
Основные принципы методики Марии Монтессори:
Свобода выбора - Ребенок сам выбирает материал из всего разнообразия среды, он может сам решать когда его взять и как долго с ним заниматься.
Роль взрослого должна быть минимальной. «Помоги мне сделать самому!» - вот главный девиз методики.
Тем самым ребенок учится прислушиваться к своему ритму развития, той самой природе, которая движет любым ребенком на пути его жизненного становления. Он проявляет инициативность, несет ответственность за свой выбор.
Специально подготовленная среда - представляет собой специально подобранный дидактический материал с четкой логикой построения. В этом материале присутствуют все необходимые компоненты для разностороннего развития ребенка в зависимости от его возраста и сензитивных периодов. Таким образом ребенок приходя в среду может выбрать действительно то, что ему нужно в данный момент, реализовывая свою программу всестороннего развития.
Еще один важный момент – все материалы представлены в единственном варианте, второго такого материала в среде нет. И если ребенок хочет взять материал, которым уже занимается кто-то другой, ему придется подождать.
Тем самым ребенок учится терпению столь необходимому в нашей жизни.
Контроль ошибок - в каждой материале заложен контроль ошибок. Т.е ребенок самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого (принцип безоценочности) может проверить правильность выполнения и при необходимости исправить ошибку.
Это позволяет развивать не только инициативность, но и позитивную самооценку, реально оценивать свои силы, заниматься тем, чем хочется «не по указке», а потому что действительно есть желание.
Наличие правил в среде - в Монтессори среде наряду со свободами:
• Выбор деятельности
• Выбор способа работы
• Выбор продолжительности работы
• Выбор партнера
• Выбор в общении
• Выбор места работы
существуют и свои правила:
• Не мешать другим (соблюдать тишину, не бегать и не кричать, для этого есть специальное место и время)
• Работать можно за столиками или на специальных ковриках
• Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Нельзя без разрешения влазить в деятельность другого ребенка.
• Поработал, убери на то место, где стоял материал и в том виде, в котором брал
• Материал должен использоваться по назначению
Ребенок учится:
• порядку как в пространстве, так и в собственным мыслях
• доводить начатое до конца
• делать выбор и обустраивать свое рабочее пространств
• прислушиваться к желаниям других людей
Все это помогает как развитию самодисциплины, там и понимаю и принятию общественных норм и правил.
Наставник (монтессори-педагог) - роль педагога внешне кажется малозначительной и малозаметной. Он стоит, смотрит, что-то фиксирует, не проявляя никаких активных действий, к которым мы привыкли в традиционном обучении.
Но это только на первый взгляд. Насколько наблюдателен и психологически компетентен педагог зависит адекватная помощь ребенку. Он должен хорошо знать презентации материала и должен во время показать ребенку эту презентацию, чтобы в дальнейшем он смог работать самостоятельно.
В работу ребенка педагог имеет право вмешиваться только если нарушаются основные правила (угрожает жизни и здоровью самому ребенку или другому ребенку).
Правильные и своевременные презентации помогаю ребенку быстро и эффективно освоить материал. А значит развить память, логику, умение работать по образцу, научиться максимально концентрировать свое внимание на интересующем материале.
Разновозрастность группы - в каждой группе должны быть дети разного возраста, потому что и в жизни мы не встречаемся с людьми только одного возраста.
Используя это принцип мы как нельзя лучше развиваем социальные навыки у наших детей. Младшие учатся у старших, старшие помогают младшим. Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу, формируется чувство взаимопомощи, ответственности.
Многочисленность группы - «Если в классе много детей, различия их характеров выявляются лучше, опыт более разнообразен. Если же детей мало, то картина будет совершенно иной. Именно опыт общения совершенствует ребенка» - М.Монтессори.
Отсутствие соревнования между детьми - каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому нет смысла сравнивать его с другим ребенком. Мы можем только проводить периодическую диагностику достижений ребенка относительно его самого. Это позволяет ребенку развивать позитивную самооценку и уверенность в себе. РОЛЬ ПЕДАГОГА Основные функции педагога в монтессори-классе (группе):
1. Наблюдение за детьми, за каждым ребенком в отдельности и за группой в целом;
2. Создание окружающей среды (материалов, дизайна, отношения между людьми), удовлетворяющей потребностям каждого ребенка в классе (группе);
3. Показ презентации (основной алгоритм) работы с новым материалом.
Что же наблюдает педагог ежедневно:
• эмоциональное и психологическое состояние ребенка (выражение лица, заинтересованность материалами, желание выбрать что-то сложное или избегание сложностей, страх, упорство, преодоление трудностей и т.д.);
• развитие навыков и умений ребенка через его взаимодействие с
материалом (что дается легко, с какими трудностями сталкивается, что можно ему предложить, чтобы помочь в освоении какого-то навыка);
• коммуникативные навыки ребенка (как общается с детьми (старшими, младшими), умеет ли просит помощь и может ли ее оказать сам, какого рода конфликты умеет разрешать самостоятельно и в чем ему нужна помощь).
Ежедневные маленькие шажки в освоении этого мира ребенком не должны быть скрыты от глаз опытного педагога. Именно поэтому к компетенции педагогов в детских монтессори-садах относятся очень серьезно. Его знания и умения не могут ограничиваться только получением диплома о высшем образовании, необходим постоянный профессиональный рост, заинтересованность в получении знаний в разных областях науки, особенно физиологии, нейрофизиологии, психологии.
Только отлично зная возрастную психологию и индивидуальные особенности ребенка, педагог может работать качественно и реализовывать действительно индивидуальный подход к каждому ребенку.
Педагог может вмешиваться в работу (занятия) детей только тогда, когда это необходимо. Главный критерий – если что-то угрожает жизни или безопасности, как самого ребенка, так и тех детей, что рядом с ним. В этих ситуациях педагог действует четко и быстро, предотвращая возможную опасную ситуацию. Конечно, одному педагогу сложно все увидеть и все успеть. Но этого и не нужно, есть основные критерии, по которым ведется наблюдение и даже специальные программы, позволяющие делать это более продуктивно. Ко всему прочему рядом с педагогом всегда работает ассистент или два (в зависимости от размера группы), которым педагог передает часть задач, с которыми они могут справиться в рамках своей компетенции.

РОЛЬ ПЕДАГОГА

Новости Мы в социальных сетях